Рано или поздно перед любой парой встают вопросы: стоит ли объединять доходы и расходы, кто будет вести бюджет и как это делать? На первые два вопроса ответ может найти только сама пара в процессе обсуждений. Что касается способов организации совместного бюджета, здесь есть несколько подсказок.
Условно можно выделить три модели совместного бюджета: раздельный, общий и смешанный. Границы у них довольно размытые, но все же есть принципиальные различия. В чем они заключаются и как упростить «совместную бухгалтерию»? Объясняем на примере типичных ситуаций — моделей совместного бюджета.
Раздельный бюджет
Этот вид бюджета предполагает, что у пары нет никаких общих финансовых взаимоотношений. Все расходы индивидуальны, доходы неприкосновенны. Никто в паре не претендует на заработок другого, а общие траты либо делятся поровну, либо воспринимаются как подарок или элемент ухаживаний. Обычно таким образом выстраивают финансовые взаимоотношения пары, которые пока не живут вместе или которые недавно съехались и начали вести совместный быт.
Пример
Степан и Светлана встречаются около полугода. Они не живут вместе, только иногда остаются друг у друга и вместе проводят выходные. И Степан, и Светлана в курсе уровня зарплат друг друга. Степан предпочитает платить за совместные развлечения и посиделки в кафе, Светлана иногда покупает билеты на концерты, в театр или в кино. Они могут попросить друг друга оплатить незначительную покупку, например завтрак, поездку на такси или доставку из интернет-магазина. Но этой возможностью они не злоупотребляют. Траты на предстоящий отпуск они договорились разделить поровну. В остальном Степан и Светлана сами оплачивают свои расходы — от квартплаты и абонементов в спортзал до продуктов и стрижки.
Плюсы: каждый несет финансовую ответственность только за себя, никто ни от кого финансово не зависит.
Минусы: чем больше совместного быта (а это почти неизбежно при развитии отношений), тем сложнее запоминать все траты и делить их поровну. Могут возникнуть разногласия в вопросах общих трат. Обычно такая модель со временем плавно перетекает в смешанный бюджет. К тому же такой тип бюджета едва ли подойдет паре, у которой большая разница в уровне доходов.
Полезные инструменты: траты, которые планируется разделить, лучше совершать с помощью банковской карты, чтобы потом без проблем восстановить историю покупок с помощью онлайн-банка или СМС-оповещений.
Смешанный бюджет
Смешанный бюджет — это всегда договоренность партнеров. У пар, которые переходят на эту модель, есть общие финансы и личные. Общие средства каждый может потратить только на оговоренные ранее статьи и никуда больше, а на личные средства друг друга никто не претендует. Чаще всего такой принцип ведения бюджета практикуют пары, у которых есть совместный быт и в которых оба партнера имеют доход. Обычно в детали планирования расходов и учета доходов сильнее погружается кто-то один из партнеров — он берет на себя роль главбуха.
Пример
Дмитрий и Алена живут вместе около года. Дмитрий — руководитель отдела продаж, Алена — менеджер в консалтинговой компании. Когда они съехались, договорились, что нужные им обоим покупки будут оплачивать из общего бюджета, а индивидуальные потребности — обеды на работе, одежду, проезд — из личных финансов. Затем они посчитали, сколько тратят в месяц на продукты, аренду квартиры, развлечения и прочее, и разделили сумму пропорционально заработку друг друга. Дмитрий взял на себя 60% расходов, остальное покрывала Алена. Они открыли общий банковский счет с двумя картами, на который каждый переводил оговоренную часть суммы. Этими деньгами они рассчитываются в магазинах за общие покупки, совместные походы в кино и кафе. Остаток денег (и такое иногда случалось) они скидывают на другой общий счет — копилку на отпуск, — который каждый ежемесячно независимо от обстоятельств пополняет на 3000 рублей.
Плюсы: при правильном подходе — предсказуемые и прозрачные общие траты. Каждый может потратить личные средства как захочет и не сообщать подробности партнеру. Оба супруга сохраняют финансовую независимость.
Минусы: при этом виде бюджета важно регулярно проводить ревизию доходов и расходов — актуализировать данные хотя бы раз в полгода. К тому же один из партнеров должен взять на себя оплату счетов и планирование бюджета.
Полезные инструменты: общий банковский счет с двумя картами — замена «советской тумбочке», каждый может брать оттуда деньги и при этом следить в личном кабинете онлайн-банка за тратами друг друга и остатком общих средств. Это удобно для контроля расходов. Есть приложения, которые могут вести одновременно два человека, — оба партнера могут установить такое на телефон для учета общих трат.
Общий бюджет
Все заработанные деньги — это семейный бюджет. Переход на общий бюджет означает, что в паре больше нет разделения доходов и трат на «мои» и «твои». Теперь котел общий и ответственность солидарная. Неважно, кто сколько зарабатывает и кто сколько тратит. Обычно такой бюджет подходит семьям, которые давно живут вместе, или парам, у которых недавно появились дети, а также семьям, где один партнер зарабатывает значительно больше другого.
Пример
Владимир и Елена живут вместе уже 15 лет. У них двое детей — 6 и 12 лет. Владимир всегда был кормильцем в семье, а Елена не работает и занимается домом и детьми. У них общий бюджет — совместный счет, к которому есть доступ у обоих супругов. При этом Владимир берет на себя крупные расходы: вылазки в гипермаркет, покупку одежды, ремонт, образование детей, отпуск на море. Елена же отвечает за оплату коммунальных услуг, мелкие регулярные покупки и прочие текущие расходы.
Плюсы: общий бюджет зачастую объединяет семью, в которой и копят, и тратят, и оптимизируют бюджет вместе, сообща. В семьях, где один из супругов зарабатывает гораздо меньше или не имеет дохода, такой бюджет поможет уравнять их в правах — оба партнера имеют одинаковый доступ к общим деньгам и право их тратить.
Минусы: при таком бюджете спонтанные покупки могут вызвать разногласия, а значит, нужно договариваться обо всех тратах — от крупных до мелких вроде косметики или новой игры для приставки. Могут возникать сложности с подарками и сюрпризами друг для друга.
Полезные инструменты: совместный счет, финансовый план и защита от финансовых рисков, в том числе страхование, — все это упрощает ведение общего бюджета и защищает его.
Как выбрать модель совместного бюджета?
Совместный бюджет строится на взаимном доверии, договоренностях, удобстве и грамотном планировании. Выбирайте комфортную для вас схему и обсуждайте ее с партнером, берите на вооружение финансовые инструменты, которые могут пригодиться. Например, общий счет с двумя картами, приложения для учета расходов и доходов, которые могут вести сразу оба партнера, варианты для накоплений — завести общий «семейный банк» или же две личные копилки для каждого. Пробуйте, экспериментируйте, но всегда помните: важно знать свои ежемесячные обязательные траты, вести учет доходов и расходов и хотя бы раз в полгода актуализировать список обязательных трат.