Оксана решила открыть кредитку с кешбэком. Но ей отказали – из-за плохой кредитной истории. Оказалось, что она числится в должниках по картам других банков, которыми не пользовалась уже пару лет. Разбираемся, как так вышло и почему лучше закрывать ненужные карты.
Что будет, если не закрыть банковскую карту?
Нередко у нас появляется слишком много банковских карт: для зарплаты, для соцпособий, для погашения кредита и много чего еще. Работодатели меняются, пособия перестают платить, кредит давно погашен – а карты остаются. И мало кто знает, что недостаточно просто заблокировать ненужную карту или дождаться, когда закончится срок действия. Чтобы избежать непредвиденных сложностей в будущем, необходимо закрыть карту и счет, к которому она привязана.
Дело в том, что банк может брать с вас комиссию за обслуживание карты, пока не истек срок ее действия, и плату за дополнительные услуги – например, за СМС-информирование об операциях по карте. Эти деньги списывают со счета, даже если никаких операций по карте не проходит.
Скажем, вы полностью погасили долг по кредитной карте и думаете, что теперь вы банку ничего не должны, а на самом деле из-за списания комиссий на вашем счете будет минус.
Владелец дебетовой карты тоже может стать должником, если к карте подключен овердрафт. Когда банк спишет комиссию по счету, на котором нет денег, то баланс уйдет в минус. У вас появится долг, который отразится в кредитной истории. Причем ваш долг может составлять совсем небольшую сумму – в пару сотен рублей – а кредитная история будет испорчена.
Банк России рекомендует банкам не брать комиссии по «спящим» счетам без повторной ежегодной идентификации клиентов. Но пока эти комиссии не запрещены законом.
Так что главное правило: если вы больше не собираетесь пользоваться какой-то картой, нужно закрыть счет, к которому она привязана, и аннулировать карту.
Как правильно закрыть карту и счет?
Приведите баланс к нулю
Уточните в банке, не планируется ли в ближайшее время списание каких-либо обязательных платежей по карте – например, платы за ее обслуживание. Снимите оставшиеся деньги со счета или же, наоборот, погасите оставшиеся долги, чтобы баланс стал нулевым.
Это можно сделать:
-
через банкомат, если суммы круглые;
-
через личный кабинет на сайте банка или мобильный банк: вывести деньги на телефон, электронный кошелек или счет в другом банке либо, наоборот, пополнить минусовой баланс с другого счета;
-
через кассу в офисе банка.
Если на счете останется хоть несколько копеек, закрыть счет не получится.
Не забудьте отключить платные услуги
Это могут быть СМС-оповещения, страховки, например на случай потери карты, и другие услуги. Откажитесь от них, чтобы с вас не продолжили списывать деньги.
Напишите заявление и сдайте карту
Напишите заявление на закрытие карточного счета. Бланк вам выдаст сотрудник. Обязательно попросите сделать копию заявления и сохраните ее. В некоторых банках можно подать заявление онлайн.
Имейте в виду: карту заблокируют сразу, а на закрытие карточного счета может уйти до двух месяцев.
Карту лучше сдать в банк – не везде это требуют, но формально карта считается собственностью банка. Ее аннулируют и разрежут в вашем присутствии.
Возьмите у банка справку о закрытии карты и счета
Банк должен назвать вам сроки, когда карта и счет будут закрыты. Эти сроки прописаны в вашем договоре. Обязательно проверьте, все ли выполнено вовремя.
Для начала позвоните в банк. Если все в порядке, загляните в офис и возьмите справку о закрытии счета с печатью банка и подписью сотрудника. Больше никаких долгов по этому счету возникнуть уже не может.
Сохраняйте справки от банка и копии всех заявлений. Они пригодятся в случае, если в будущем банк предъявит вам какие-то требования или понадобится исправить ошибку в вашей кредитной истории.
Как сделать так, чтобы банк больше не предлагал мне свои услуги?
Если вы больше не хотите получать от банка сообщения и звонки с предложениями «взять супервыгодный кредит», то у вас есть возможность от них отказаться.
Во время финального визита в банк подайте заявление – отзыв согласия на обработку персональных данных. После этого банк не должен беспокоить вас новыми предложениями. Если же звонки и рекламные рассылки продолжатся, вы можете пожаловаться в интернет-приемную Банка России.