Адрес:
г. Сургут, пр. Ленина 1, каб. 317A, 317Б

fingramugra@mail.ru
Телефон:
Главная \ Новости \ Экономика знаний в СурГУ

Экономика знаний в СурГУ

В Сургутском государственном университете 6 апреля состоялся круглый стол «Креативная экономика в Югре», организатором которого выступил Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Ассоциацией креативного класса Югры.

Представители научного и педагогического сообществ, студенты обсудили современные вызовы и тренды развития креативных индустрий, а также вопросы повышения финансовой грамотности молодежи как основы креативной экономики.

9O9B8830

Открыла мероприятие Мария Залевская, кандидат экономических наук, доцент СурГУ. Приветствуя участников и гостей мероприятия, Мария Александровна отметила, что креативная экономика –  это особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности, в основе которого лежит способность субъектов решать возникающие и потенциальные проблемы с помощью нестандартных методов, позволяющих достичь высокой степени конкурентоспособности и получить дополнительные экономические и социальные эффекты.

В креативной экономике талант порождает новые оригинальные идеи и превращает их в экономический капитал и продаваемые продукты. Не случайно креативность составляет основу навыков будущего и входит в группу 4К-компетенций, среди которых отмечены также коммуникация, критическое мышление и кооперация. Следует отметить, что если в 2015 году креативность занимала последнее место в рейтинге профессиональных компетенций, то в 2020 году входит в тройку лидеров.[1]

креативность как софт скилл02

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2019 году обновили стратегию развития автономного округа. При ее актуализации сформирована новая задача – развитие в регионе экономики знаний, креативных индустрий. В 2020 году правительством Югры принят закон «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», проведен ряд значимых мероприятий, среди которых Форум по брендингу и маркетингу, Международный проектный семинар «Финно-угорский вектор к креативной экономике».

IMG_2203

В автономном округе развитие креативных индустрий основывается на нескольких базовых направлениях деятельности. Ключевое из них – формирование креативной культуры. Для становления такой культуры безусловно необходимо проводить обучение и творцов, и потребителей креативной продукции. При этом формы такого обучения могут быть самые разнообразные. Проведенный круглый стол стал тому подтверждением, как отметила Дарья Боровинская, доктор философских наук, доцент СурГПУ – «Это была хорошая интеграция студенческого представления о креативной экономике и междисциплинарного исследовательского опыта. Креативная экономика, есть смелый эксперимент, который разворачивается в реальном времени и касается каждого из нас. Поведение подобных мероприятий позволяет соответствовать духу времени и оставаться в тренде».

9O9B8935

Двигателем экономического роста экономики, основой глобальной конкурентоспособности национальных экономик и наднациональных объединений выступает в том числе образование.

Современный университет призван формировать креативную личность, давать студенту новые идеи, развивать навыки и предпринимательский талант для бизнеса, ориентированного на науку, воспитывать специалистов инновационного типа, обладающих компетенциями для перехода от исследований к разработкам с их последующей коммерциализацией.

9O9B8875

«Безусловно, от идеи до ее воплощения несколько этапов и ключевым компонентом в данном случае выступает уровень финансового просвещения тех новаторов, которые сегодня стоят у истоков создания креативных индустрий. Именно поэтому в рамках круглого стола мы подняли тему повышения финансовой грамотности молодежи как одного из ключевых факторов развития креативной экономики. Это первое наше мероприятие, направленное на коллаборацию представителей разных сообществ. Однозначно останавливаться на этом мы не собираемся, вовлечение студентов в эту деятельность станет одним из ключевых направлений и уже в мае мы проведем еще одну встречу, которая станет отправной точкой для дальнейшего расширения сферы деятельности», – пояснила Анна Корепанова, руководитель Регионального центра повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

IMG_2188

С совместным докладом на тему «Финансовая грамотность и креативная экономика в Югре» выступили Оксана Галюта, кандидат экономических наук, доцент СурГУ и Анна Задимидченко, преподаватель СурГПУ, отметив, что креативная экономика дает новую жизнь производству, услугам, торговле и сфере развлечений. Она меняет среду, в которой люди хотят жить, работать и учиться, где они думают, изобретают и творят. Потенциал молодого поколения югорчан включает не только компетенции, необходимые для развития креативных индустрий, но и соответствующий уровень финансовой грамотности. Финансово грамотный гражданин способен генерировать новые идеи, которые в будущем принесут не только доходы, но и сохранят личную идентичность в эпоху глобализации.

9O9B8893

Традиционная система обучения не всегда способна развить креативность личности, так как она основана на запоминании информации и накоплении фактов. Чаще всего в повседневной жизни происходит подавление креативных свойств личности. «Было очень увлекательно наблюдать за тем, как проявляется интерес студентов к теме креативных индустрий и креативной экономике. Несомненно, такие мероприятия нужны, как и более практичные формы диалога», – прокомментировал Роман Войко, бизнес-тренер, старший преподаватель СурГПУ.

9O9B8946

Поскольку развитие креативности возможно лишь в специально созданной среде, то назрела необходимость включать в образовательный процесс как специализированные учебные дисциплины, которые позволяют развивать творческое мышление и креативность, так и уникальные задания, позволяющие интегрировать студентов в профессиональную среду через «живые» проекты по реальным брифам. 

Так, Владимир Ханжин, креатор, бизнес-тренер, член «Ассоциации креативного класса Югры», рассказал всем присутствующим об условиях, созданных сегодня в Югре для формирования и развития креативных навыков, механизмах поддержки проектов креативных индустрий, инвестировании в человеческий потенциал. «Не знаю, как скоро появятся в Сургуте первые креативные экономисты, но мне кажется, что у нас в городе для этого уже все есть», – добавил к своему выступлению спикер.

9O9B8959

Своими впечатлениями об участии в мероприятии поделились студенты. Положительно оценивая мероприятие, Марк Репин, студент 4 курса специальности «Промышленное и гражданское строительство», прокомментировал: «На таких встречах бизнес делится опытом, а студенты получают представление о том, как это работает. Завязываются контакты, думаю, обоюдно необходимые. Хотелось бы, чтобы такие встречи организовывались чаще». Свое отношение высказал Илья Осокин, студент 2 курса Института экономики и управления: «В процессе подготовки к выступлению, все больше погружаясь в тематику данного вопроса, понял, в чем актуальность и каковы перспективные направления в данной сфере. Принимая участие в таких мероприятиях, чувствуешь себя причастным к решению важных задач и осознаешь свою роль в развитии региона, особенно приятно было обсудить данные вопросы и получить одобрение со стороны экспертного сообщества».

Мнением о выступлении студентов поделился Максим Морданов, преподаватель СурГУ: «Всегда приятно быть причастным к подобным мероприятиям, где могут высказать свою позицию не только эксперты или преподаватели, но и студенты нашего университета, любые заинтересованные лица. Убежден, проведенная встреча смогла заложить фундамент для развития студенческих инициатив, идей для проектов по развитию креативных индустрий в нашем регионе».

Подводя итоги выступлений, участники круглого стола пришли к выводу, что ни органы власти, ни активные граждане – представители креативных индустрий, в одиночку не смогут обеспечить эффективное развитие креативной экономики в городе и особенно в регионе. Только совместными усилиями, установив эффективные каналы коммуникаций и взаимодействия можно достичь желаемых результатов и эффектов в развитии этой сферы. А образовательная среда, безусловно, только благоприятствует созданию атмосферы для плодотворной работы.

IMG_2196

В заключение, Святослав Болотов, проректор по социальной и воспитательной работе СурГУ, добавил: «Креативную экономику в настоящее время можно уверенно отнести к быстро растущей отрасли мировой экономики. Она динамична в части генерирования доходов, создания рабочих мест и развития экспорта, поскольку менее привязана к материальным ресурсам. Наряду с экономическими выгодами креативная экономика создаёт нематериальные ценности и обеспечивает устойчивое развитие, ориентированное на человека – это и управление знаниями, формирование человеческого и интеллектуального капитала, и инновационное развитие государства и региона, формирование национальной инновационной системы, различные практические аспекты, включая инновационный менеджмент и лидерство. В силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи. Это перспективное направление и для наших студентов, для них сегодня важно успеть заскочить на ходу в «поезд» – «креативная экономика». И я считаю, что создание студенческого клуба по интересам «Креативные идеи» сегодня актуально, и пусть он станет одним из вагонов этого «поезда» в Ханты-Мансийском автономном округе.

 

[1] По данным Future Jobs Report, World Economic Forum, 2017

Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения ХМАО - Югры

Обучение и учебно - методическое сопровождение, освещение мероприятий

Адрес:
г. Сургут, пр. Ленина 1, каб. 317A, 317Б

fingramugra@mail.ru